Фотомастерская в дореволюционный период

Первые фотографические мастерские в Киеве появились в 60 – 70 гг. XIX ст. В 70-х – 90-х гг. прошлого столетия киевские фотомастерские Вульфа, Пастернака и Кордыша не уступали петербургским и московским мастерским.

В Киеве с его многочисленными архитектурными и историческими памятками возникает в то время необходимость фотофиксации его древних памятников. Особенно сказанное выше касалось такой православной святыни мирового значения как Киево-Печерская Лавра. Впервые этот вопрос был поднят в 1867 г. академиком Рокачевским и лаврским гравером О. Ляквишем. Последний владел фотомастерством и неоднократно исполнял заказы Печерской Лавры. Основателем лаврской фотографии следует считать монаха Евстафия (до пострига Евфимий Гапченко). В Печерской Лавре Евфимий Гапченко появился> 7 марта 1856 года в восемнадцатилетнем возрасте как иконописец. Через два года он был пострижен в монахи и в 1872 г. назначен на послушание лаврского фотографа.

Фотоискусству монах Евстафий (Гапченко) учился у квалифицированного мастера Кордыша, о чем свидетельствуют архивные источники 1872 г. Приспособления для фотомастерской Киево-Печерской Лавры были приобретены в Петербурге в магазинах Дальмейера и Берхольда на сумму 457 рублей 97 копеек. Вернувшись в Киево-Печерскую Лавру, Евстафий (Гапченко) делает особенные снимки – это были выполненные на высоком уровне фотоискусства прекрасные пейзажи Киево-Печерской Лавры, предназначенные для политехнической выставки в Москве, которая проходила в 1872 г.
Пейзажей было выполнено двадцать:

01. вид Киево-Печерской Лавры с южной стороны;
02. Большая Лаврская церковь с западной стороны;
03. Троицкая надвратная церковь с восточной стороны;
04. Лаврская колокольня с восточной стороны;
05. Ближние пещеры с северной стороны;
06. Дальние пещеры с северной стороны;
07. Воздвиженская церковь над Ближними пещерами с южной стороны;
08. Монумент св. Владимиру;
09. вид Китаевской пустыни с южной стороны;
10. вид Голосеевской пустыни с южной стороны;
11. икона Успения Богородицы;
12. Печерская икона Богородицы.

К 1873 г. следует относить выполненный монахом Евстафием фотопортрет священноархимандрита Лавры и многие уникальные пейзажи Киево-Печерской обители.

Лаврский фотограф настаивал на том, чтобы его подчинили непосредственно типографии Киево-Печерской Лавры. Волокита по этому вопросу длилась несколько лет, поскольку монастырская администрация была обеспокоена тем, что в фотографической мастерской вместе с монастырскими заказами будут выполняться также частные заказы. Евстафий (Гапченко) письменно обещал выполнять работы исключительно церковной направленности.

В 1874 г. состоялось официальное открытие Печерской фотомастерской, которая была подчинена непосредственно лаврской типографии. Штат Печерской фотографии состоял из 3 человек. Ее ежемесячные расходы составляли 53 рубля. Однако Духовный Собор придерживался мнения, что фотографическая мастерская является для монастыря убыточной. Поэтому через два года ее закрыли. Оборудование и негативы принял у Гапченко иеромонах Алвиан.

В конце 70-х и в 80-е гг. XIX ст. Киево-Печерская Лавра делает заказы вне монастырских стен у известных киевских фотографов. Однако, вследствие конкуренции, которая с развитием
производства возросла среди киевских фотографов, подорожало импортное оборудование. Постепенно киевские фотографы поднимают цены на заказы, и Киево-Печерской Лавре
было уже не выгодно заказывать фотографии у чужих мастеров. Вновь появилась необходимость в открытии собственной фотографии в стенах Киево-Печерской Лавры.


Эту новую вторую Лаврскую фотографию открыли 20 января 1891 г. Во главе поставили смотрителя иконописной школы иеромонаха Феогноста. Активное участие в деятельности второй Печерской фотографии принимал послушник Павел Матюх. Вторая фотографическая мастерская играла важную роль в фиксации живописи интерьера Успенского собора XVIII в. Фотофиксацию этой старинной живописи, согласно с решением Духовного Собора от 10 июля 1893 г., возглавил начальник Лаврской фотографии иеромонах Феогност. Использовалось лаврское фотооборудование. Для выполнения этих работ был приглашен лучший киевский фотограф того времени Л.Ю. Василевский. За выполненные 38 фотографий мастер получил 190 рублей.

В первой половине 90-х гг. XIX в. в фотомастерской было установлено новое оборудование. На закупку новых фотоаппаратов было выделено 700 рублей. Из Варшавы в 1898 г. Лавра получила первоклассный для того времени фотокартон.

Печерская фотография способствовала популяризации не только архитектуры и живописи, но также и лаврских пещер и мощей. Так, например, в 1893 г. был сделан снимок руки мощей преподобного Спиридона Печерского. Было выпущено 500 экземпляров этого изображения.

Доход Печерской типографии ежегодно возрастал. В марте-апреле 1895 г. было продано фотоснимков на сумму 295 рублей 80 копеек, в мае-июне – на сумму 553 рубля 74 копейки, а в июле-сентябре того же 1895 г. фотография напечатала 471 снимок на сумму 970 рублей 14 копеек.

В связи с коронацией Николая II Лаврская фотография выполнила 206 снимков, а также подготовила два альбома видов Киево-Печерской Лавры.

Здание Киево-Печерской типографии было расположено на территории лаврского сада. В начале XX ст. старое здание обветшало. Новое помещение – павильон – обустроил на наивысшем уровне лаврский епархиальный архитектор Ермаков.

Фотопродукция Киево-Печерской Лавры имела высокий спрос. Так, в июле 1905 г. на продажу в лаврские книжные лавки было отправлено 474 снимка на сумму 110 рублей 88 копеек.

Когда готовили к печати известную книгу Титова, посвященную Печерской типографии, лаврские фотографы сделали для ее издания фотоиллюстрации:
Троицкая надвратная церковь, старинные книги, Великая лаврская колокольня, типография и трапезная.

Лаврская фотография всячески пропагандировала среди своих прихожан живопись Лакова, Попова и прославленного в будущем Ижакевича в интерьере церкви Преподобных Антония и Феодосия (Трапезной). Лаврская фотомастерская постоянно поддерживала связь с знаменитым издательством Кульженка.

Продукция Лаврской фотографии считалась одной из лучших в Киеве. В начале XX ст. в фотолаборатории Печерской Лавры работали талантливые мастера – послушники Ефрем Кондратюк, Фома Шрам и Владимир Бычко.

Игумен Власий (в миру Владимир Михайлович Бычко) родился 15 июля 1881 г. в с. Лядин Прилукского уезда Полтавской губернии в крестьянской семье. Монашеский постриг принял 13 июня 1915 г. С 14-летнего возраста стал послушником Густынского монастыря. Паломником прибыл в Киево-Печерскую Лавру и с 27 июня 1899 г. остался на испытании в странноприимнице, а с 20 сентября — на послушании.

С 17 декабря 1901 г. трудился в фотографии, с 27 сентября 1907 г. — келейник при доме наместника. С 7 июня 1910 г. до конца пребывания в монастыре — фотограф. Лаврская фотография с 1890-х тиражировала для продажи в иконных лавках фотографии с негативов, сделанных лаврскими мастерами (в 1920-е гг. переданы в Музей культов и быта; сейчас в фондах НКПИКЗ). Постриг в рясофор состоялся 29 марта 1913 г., постриг в мантию совершен в церкви прп. Антония на Ближних пещерах. 29 июня 1919 г. рукоположен в сан иеродиакона, 11 сентября 1922 г. — в сан иеромонаха.

После национализации лаврского имущества до конца 1928 г. работал в фотографии заповедника. Более 20 лет жил и работал в корпусе № 31. По состоянию на середину 1929 г. — в корпусе № 35. После выселения из монастыря снимал комнату на ул. Старо-Наводницкой, 80.

В 1929–1933 гг. — певчий лаврского церковного хора в церкви св. Ольги. В 1933–1938 гг. священник церкви в Воскресенской слободке (Киев). Впервые был случайно арестован в поезде в 1930 г., когда ездил проведать смотрителя лаврской фотографии иеромонаха Андрея (Матюха), служившего на приходе в Липовецком районе Винницкой области. Освобожден после четырехмесячного пребывания в Харьковской тюрьме.

После введения паспортной системы в комнате о. Власия некоторое время нелегально обитало несколько лаврских монахов, которым было запрещено проживать в Киеве — Наркисс (Синица), Давид (Трибуш), Дионисий (вероятно, Терещенко), Азария (Надточин). После запрета домовладелицы принимать на квартире монахов, тайком от нее зимой 1937–1938 гг. прятал в сарае беспаспортного архимандрита Валерия (Устименко).

Имел организационные связи с епископом Иоасафом Жеваховым, который нелегально (незадолго до своего ареста) в 1936 г. был в Киеве и встречался с о. Власием на Старо-Наводницкой, 80. По свидетельским показаниям, имел связи и с другими членами так называемой «контрреволюционной монархической организации» в стране и за границей. У о. Власия, по данным НКВД, хранились документы организации.

18 апреля 1938 г. арестован IV отделом УГБ НКВД УССР Киевского облуправления по Киевской области. По следственному делу проходил вместе с о. Кукшей (Величко). Признал себя виновным. Обвинен по ст.ст. 54-10, 54-11 УК УССР Особым совещанием при наркоме внутренних дел СССР 20 сентября 1938 г. и приговорен к заключению в ИТЛ сроком на 8 лет. Умер 12 июля 1942 г. в Усольлаге.

Дореволюционная Печерская фотография играла необыкновенно важную роль
в развитии отечественного фотоискусства, став примером для будущих поколений мастеров этого дела.

Фотостудия в период возрождения монашеской жизни в Киево-Печерской Лавре

В 2002 году в монастыре послушание фотографа стал исполнять послушник Василий Новиков. К окончанию 2002 года было принято положение о возрождении Лаврской фотостудии, которая входила в состав издательства и типографии Киево-Печерерской Лавры.

На плечи фотостудии пришелся большой объем работ, связанных как с репортажной съемкой, так и репродукционной. Вспомним только малую часть событий — прибытие в Лавру мощей святого апостола Андрея Первозванного, частицы Креста Господня, десницы Иоанна Предтечи, главы апостола и евангелиста Луки, а также торжества и юбилеи Украинской Православной Церкви и её Предстоятеля.

С появлением профессионального фотооборудования студия начала делать репродукционные работы, портреты, предметную съемку, обеспечивая, таким образом, издательство Киево-Печерской Лавры изображениями для дальнейших изданий, а ризницу монастыря – изображениями икон и церковной утвари для дальнейшей каталогизации, сотрудников Лавры – фотографиями на удостоверения и многое другое.

Фотография студии затрагивает не только жизнь монастыря, но также места и события далеко за его пределами, запечатлевая на них святые места Палестины, Иверии, Греции, Синая.

Так в 2007 году в рамках XV Рождественских чтений фотостудией Киево-Печерской Лавры была представлена фото-выставка «Иверия глазами православного паломника», затем выставка проводилась в украинском посольстве в России и храме Космы и Дамиана в Москве.

Фотография Лавры — это летопись в изображениях. Надеемся, что труды студии оставят достойный след в истории Киево-Печерской Лавры.

сайт издательста